|
Home
›
News
Блуждающие пути гигантов Европы – Кнута Гамсуна09.10.2023 Блуждающие пути гигантов Европы – Кнута Гамсуна
Норвежский писатель получил Нобелевскую премию в л. Он отправил его в подарок Йозефу Гебельсу в 1943 году, в этом же году встретился с Гитлером, а после его смерти опубликовал некролог в «Афтонпостен». За день до капитуляции Германии, 7 мая 1945 года, только дурак мог подписать хвалебную речь Гитлеру. Кем был Кнут Гамсун (1859-1952)? - Нацист, который раньше был писательским гением?
Он родился на юге Норвегии в Гудбрандсдалене, получил образование сапожника, а затем начал свою жизнь. Он работает дорожником, пожарным на корабле, бухгалтером, а в свободное время пишет рассказы. Несмотря на то, что в душе он скряга, он имеет о себе хорошее мнение и поэтому предлагает свою литературу издателю для публикации. Писатель и редактор Арне Гарборг, имя которого сегодня не выходит за пределы Норвегии, подсчитал, что у мальчика нет литературного таланта, что Гамсун никогда не станет писателем. И действительно, Кнут верит ему на слово. Он эмигрирует в США, где работает лесорубом, шахтером, фермером, свиноводом и каменщиком. Результатом стал не хороший доход, а туберкулез, который оставил ему жить всего два месяца. Но известие о смерти придает ему новую энергию, свои последние дни он старается провести как можно полнее. Он возвращается на родину, в ожидании своей смерти коротает время за написанием текста о Марке Твене. На этот раз издатели узнали в ней писателя, опубликовали статью, а норвежские врачи тем временем поняли, что американцы ошибались, что это не туберкулез. Блистал ли он теперь как литератор?
Нет, он там и тут зарабатывает лекциями, а между делом голодает. Он не унывает, а пытается еще раз. В 1986 году он вернулся в США. Сейчас он работает жнецом, плотником, управдомом, железнодорожником, рыбаком, пробует свои силы в должности кондуктора трамвая в Чикаго, откуда его увольняют за неправильное произношение названий станций. Второе пребывание за океаном также оказалось катастрофой, поэтому в 1888 году он снова вернулся в Европу, живя в Копенгагене, где начал пожинать плоды своей жизни. Полный опыта, он пишет свой первый роман «Голод», но в нем все еще присутствует проклятие, которое приводит его в Париж, Мюнхен, Берлин и Осло. Однако он больше не ищет здесь случайной работы, так как стал уважаемым писателем, автором великолепного романа «Пан».
На рубеже веков он становится литературной иконой, его произведения переводятся на немецкий и английский языки, вождь Октябрьской революции Ленин знает наизусть целые страницы из «Виктории». Кнут целый год скитается по Финляндии, путешествует по России и, миллионер со стажем, переносит это на литературу. В середине двадцатых годов он публикует шапку «Бродяги», а рассказ «Отец и сын» берет свое начало из его игрового опыта в казино в Оденсе, в котором он проиграл все свое имущество.
В 1920 году он находится на вершине мира. Ему присуждена Нобелевская премия в Стокгольме. В праздничной речи он благодарит за дары лауреатские почести, но говорит, что потерял величайший дар – молодость! В 61 год он чувствует себя старым. Странствия, потеря земли под ногами, блуд, встречи с жизнью в мире - позади него. Несчастья, страдания, голод, безработица, встречи с родственными душами, весь этот богатый опыт, на котором он построил свою литературу, остался в прошлом. Все, что у него осталось, — это воспоминания, а поскольку он больше не познает мир сам, он меняет стиль повествования и перестает писать от первого лица.
Знаменитый, почитаемый и богатый, он живет и продолжает писать. Наступает 1940 год, когда немецко-фашистские войска оккупируют Норвегию. Мужчине, который двадцать лет назад чувствовал себя стариком, сейчас 81 год. В своих статьях он приветствует новую империю Гитлера. Он настолько впечатлен им, что посылает министру Йозефу Геббельсу в подарок Нобелевскую премию. В 1943 году его с дружеским визитом принял сам канцлер Адольф Гитлер. Что с ним сделают норвежские власти после войны? 86-летний мужчина, который оставался сочувствующим нацизму и произнес панегирик Гитлеру всего за день до освобождения Норвегии, помещен в психиатрическую лечебницу. Кто в здравом уме будет это делать?
Но великий писатель, который ведет себя безумно, в конце концов не сумасшедший. Он снова на свободе, теперь, по общему признанию, в суде, который судит его за моральную поддержку нацизма и штрафует на головокружительную сумму в 325 000 крон. Кнут не защищается на суде, он говорит, что до сих пор стоит за всем, что написал. Значит, фанатичный нацист? Гениальный писатель потерял всю свою сущность и отождествил себя с нацистскими массами? Нет, во время войны он постоянно шлет телеграммы протеста немецкому губернатору Йозефу Тербовну, в которых призывает освободить заключенных норвежцев.
Более того, визит к Гитлеру в 1943 году начинается со встречи двух гигантов, восхваляющих друг друга. Когда фюрер говорит, насколько он поражен своими романами, Кнут требует, чтобы он немедленно заменил губернатора Тербовна из-за его жесткой политики. Удивленный канцлер пытается успокоить великого писателя, говоря, что заменит его сразу после окончания войны, но Кнут настаивает и требует немедленного удаления и освобождения заключенных норвежских антинацистов. Теперь Гитлер сходит с ума, мгновенно прекращает прием и в ярости уходит. Его биографы сообщают, что после посещения Гамсуна он три дня не приходил в себя.
Что случилось с Кнутом после осуждения на суде? Неужели старик, произведения которого были выброшены из библиотек и книжных магазинов, медленно засох? Напротив, после 16 лет он снова начинает писать. Незадолго до смерти он опубликовал также повесть «По волосатым тропам». И снова в нем изображен молодой Кнут, черпающий горечь жизни, на этот раз из собственной судьбы национального предателя.
И все же: почему он написал славу гитлеровскому рейху? Его произведения впервые добились успеха в императорской Германии, только немецкие переводы и слава открыли им дорогу в мир. Его германофильство понятно. Но как мог провидец не видеть зверств нацистской войны и насилия оккупации? На суде он описал контекст своего пребывания: «Я был глухим, жил в своей комнате, все, что узнал, я читал из газет «Афтонпостен» и «Фритт Фолк». о чем его читатели даже не мечтали, ограничившись славой, своей комнатой и чтением газет режима, он стал горячим сторонником Гитлера.
|